Приемы анализа и истолкования текста (пересказ, характеристика и др.)

При планировании уроков, на которых происходит анализ литературных произведений, необходимо отобрать те приемы анализа, которые приведут учащихся к адекватному пониманию прочитанного, позволят выйти на уровень осознания авторской позиции. Выбор тех или иных приемов анализа зависит от жанрово-родовых особенностей произведения и от его художественного своеобразия. Перечислим наиболее известные приемы анализа литературного произведения в школе. 1. Комментированное чтение позволяет углубиться в текст. Это повторное чтение отдельных частей литературного произведения с целью выявления особенностей сюжета, литературных характеров, авторской позиции и т.д. Попутно используется обычно лингвистический и исторический комментарий (см. «Фамусовская Москва // Боча- ров В.Г. За сорок лет. – М., 1974»). 2. Осмысление композиции произведения: – композиция сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, раз- вязка, эпилог); – антитеза как композиционный прием целого произведения и отдельных его частей; – кольцевая композиция и ее художественное значение; – повторяемость отдельных элементов произведения. 3. Устное словесное рисование помогает конкретизировать образ, делает его зримым. 4. Характеристика литературного персонажа (на первых порах предлагается план характеристики). 5. Пересказ с элементами анализа и пересказ с изменением лица рассказчика. 6. Стилистический анализ. Этот прием помогает учащимся уяснить, как в выборе определенного слова-образа сказывается авторское отношение к изображаемому. Стилистический анализ особенно непо- нятен учащимся, вызывает их неприятие. Интерес к стилю может вы- звать следующее задание. Дается, например, неизвестный поэтический текст известного учащимся поэта с пропущенными в нем эпитетами. Лучше выбирать стихотворение, где в создании образа эпитет играет ведущую роль. Задача учащихся – вставить в пропуски в тексте недостающие эпитеты. Затем происходит сравнение с оригиналом и осмысление авторских эпитетов. 7. Сопоставление разных редакций, вариантов произведения. Этот прием помогает осознать развитие авторской мысли в процессе создания произведения. Особенно интересно сопоставление поэтических текстов, где виден поиск автором единственно нужного и точно- го слова. 8. Сопоставление произведения с его реальной основой, героя с прототипом. Этот прием обнаруживает авторские намерения, показывает, как художественно воплотил автор жизненный материал (этот прием, например, необходимо использовать при изучении рассказа «Муму»). Данный прием помогает преодолеть наивный реализм в восприятии учащихся литературных произведений. 9. Сопоставление отдельных элементов художественных произведений разных писателей (пейзаж у Тургенева и Чехова, особенности портретной характеристики у разных писателей и т.д.).

Сопоставление в школьном курсе литературы: роль, виды, методика проведения.

1. Сравнение должно преследовать развивающую, методическую или другую цель, а не быть самоцелью. 2. Нужно вскрывать существенные признаки, закономерности. 3. Д. б. логическая последовательность в осуществлении сравнения. Индукция. 4. Нужно сделать выводы и обобщения. 5. Неумелые сопоставления вредят.

Виды сравнения:

1. Внутритекстовые (сравнивается чаще всего 2 эпизода, 2 героя, 2 элемента текста).

2. Контекстные (сопоставление с иллюстрацией, экранизацией). Для постижения смысла. Самое частотное – сравнение редакций текста. Постепенно увеличивается число контекстных сравнений.

Виды сопоставления

Вид сопоставления Место в системе работы Цели проводимого сопоставления
сопоставление художе­ственного произведения с его реальной основой, ге­роя с прототипом изучение творче­ской истории про­изведения выявление связи произведения с жизнью; обнаруживание авторских намерений, постижение авторского замысла через показ того, как писатель "заостряет" жизненный материал
сопоставление разных редакций, вариантов тек­ста изучение творче­ской истории про­изведения, анализ произведения выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения; развивают художественный вкус, тре­бователь­ность к собственному стилю, воспитывают внимание к слову
сопоставление частей и различных элементов ху­дожественного текста (сравнение образов ге­роев, сопоставление эпи­зодов, рассмотрение свя­зей пейзажа и портрета с общим течением текста) анализ компози­ции, изучение во­просов теории ли­тературы осмысление характеров героев про­изведения; выявление авторской пози­ции; раскрытие художественного ме­тода писателя; обнаружение единства формы и содержания литературного произведения; усиление эмоциональ­ной реакции школьников
сравнение произведений разных писателей или от­дельных элементов худо­жественных тек­стов(пейзаж, портрет) анализ компози­ции, идейный ана­лиз усвоение идейного содержания, под­черкивание общности нравственной коллизии, художественной ситуации, помогает увидеть "портрет" эпохи и понять своеобразие художественного мира каждого писателя, выяснение за­кономерностей литературного про­цесса
сопоставление интер­претаций критических статей целостный анализ произведения развитие синтезирующих навыков, умения соотносить идейно-эстетиче­скую позицию критика с представлен­ной им интерпретацией произведений, стимулируют вторичное эмоциональ­ное восприя­тие и интеллектуальную деятельность
сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя изучение творче­ской эволюции, идейный и стиле­вой анализ концепционное восприятие произве­дения; открытие общих основ миросо­зерцания и художественного метода, способно показать как менялось худо­жественное освещение мира
сравнение литературного произведение с произведениями другого вида искусства анализ творческого замысла, анализ художественных особенностей, комплексный анализ произведения развитие воображения, ассоциативных связей, усиление сопереживания, субъективной стороны разбора, подчеркивание своеобразие позиции, мироощущения писателя, постижение объективного смысла произведения.

Главная Страница