Лекция № 13. Политическое и социокультурное измерение Евразийского экономического пространства (ЕЭП)

Лекция № 13. Политическое и социокультурное измерение Евразийского экономического пространства (ЕЭП)

Цель:Евразийский проект Нурсултана Назарбаева и ЕЭП

Задачи: геополитика и социокультурная основа ЕЭП

Визит Н.А. Назарбаева в марте 1994 года в Москву справедливо связывают с его исторической речью на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ им. М.В. Ломоносова о создании Евразийского союза из стран участниц СНГ.

Тогда идея создания Евразийского союза была неожиданной, и поэтому мало кто из руководителей стран СНГ решился одобрить инициативу Президента Казахстана, так как большая политика требует соответствующей осмотрительности и тщательного расчета.

Идея Евразийского союза вызывала немало опасений как со стороны казахстанцев, так и других стран СНГ. В памяти народов бывшего СССР еще свежа была политика прежнего Союза. У населения стран СНГ возникало много вопросов по поводу создания Евразийского союза. Что это: близкая перспектива, очередной миф или предчета XXI века? Трудно было найти ответы на возникающие вопросы в процессе обсуждения проекта Евразийского союза.

На страницах периодической печати, встречах и конференциях шло непрерывное обсуждение проекта формирования Евразийского союза. В 1994 году в одном из номеров «Казахстанской правды» говорилось, что «ЕАС – союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала. ЕАС является формой интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве».

На Московском саммите глав государств СНГ, состоявшемся в октябре 1994 года, был подготовлен окончательный проект создания нового межгосударственного объединения с условным названием Евразийский союз, который предусматривал ЕАС как союз равноправных, независимых государств, направленный на реализацию интересов каждой страны – участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала.

Стратегическое предназначение Евразийского союза лежало в обеспечении перевода стран СНГ к новому типу отношений, основанных, прежде всего, на экономическом интересе. Страны – участницы ЕАС должны были согласовать и свою социально-экономическую политику и принять совместные программы проведения экономических реформ. Важной задачей ЕАС также признавалось обеспечение безопасности на территории СНГ. Поэтому данное новообразование должно было стать не альтернативой СНГ, а своеобразным дополнением к нему.

Конечно, не сразу идея Н.А. Назарбаева нашла консенсус среди руководителей стран СНГ и тем более у его оппонентов. В своей работе «На пороге XXI века» он отметил, что «в тот момент проект Евразийского союза не был адекватно воспринят, хотя и не был категорически отвергнут. Такое отношение преобладало на протяжении двух лет со времени публикации этого проекта».

Со временем Н.А. Назарбаев в своих работах, ежегодных Посланиях к народу Казахстана обосновал жизнестойкость евразийства. 10 октября 1997 года Н.А. Назарбаев обратился с Посланием «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в котором есть такие слова: «Я обращаюсь к вам, народу Казахстана, со своим видением будущего нашего общества и миссии нашего государства. Я хочу представить вам стратегию, с помощью которой, уверен, мы сможем достичь этого будущего и реализовать свою миссию». Говоря о перспективах экономического развития Казахстана, и, на этой основе, достижения всех других поставленных целей, Президент особо выделил три основные возможности для Казахстана – реализация потенциала выгодного географического положения страны и дальнейшее развитие идеи евразийства, поддержка иностранных государств и донорских организаций, рост объединенных и взаимопроникающих процессов в мире и дальнейшее развитие научно-технического прогресса.

Известно, что цивилизация – это широкая и устойчивая социокультурная общность человеческого общества. Становлению и формированию конкретной формы цивилизации соответствует определенный этап, на котором аккумулируются определенные ценности, отличные от произведенных другими социально-культурными общностями.

В современном Казахстане складывается новая цивилизация, принявшая форму евразийства. Автором идеи Евразийского союза народов и стран СНГ является Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Его идея Евразийского союза со временем определилась в евразийскую концепцию.

Цивилизационный характер евразийства Н.А. Назарбаева выражается в том, что она является новой социокультурной основой возрождения традиционных ценностей народов Евразии. А Казахстан как страна, находящаяся в центре Евразии, играет важную геополитическую роль в формировании цивилизационных форм общения народов Европы и Азии.

Евразийство Н.А. Назарбаева можно трактовать как цивилизацию, в рамках которой действует социокультурная общность народов Евразии с присущей ей совокупностью политико-экономических, культурных, духовных и конфессиональных характеристик.

Важным признаком евразийской концепции Н.А. Назарбаева, является определенная целостность и совокупность всеобщих феноменов и ценностей жизнедеятельности народов Евразии, приобретающая цивилизационные черты и очертания в современную эпоху.

С мировоззренческой точки зрения, евразийство – это оригинальное социально-философское направление, рассматривающее Евразию как особый, срединный мир, который объединяет Европу и Азию и вместе с тем отличается от них особыми геополитическими, этнокультурными, духовными и другими свойствами, предопределяющими исторический путь и миссию составляющих его народов.

В интеграционном процессе стран СНГ Н.А. Назарбаев придает важное значение взаимоотношениям Казахстана с Россией, Беларусью и Украиной. Уникальность расположения этих государств состоит в исторической и географической взаимосвязи, сложившейся со времен Древней Руси и Великой Степи. Президент Н.А. Назарбаев всегда подчеркивает комплиментарность народов в прошлом и настоящем времени.

Первый договор об организации ТС был подписан в 1995 г. лидерами Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. 6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза [Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010//http://www.economy.gov.ru].

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства, однако из-за разногласий 28 мая В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Беларуси. В итоге урегулирования спорных вопросов, в июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана, с 6 июля вступил в силу на всей территории Таможенного союза. 19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.

Методические указания:При изучении этой темы рассмотреть взаимодейсвие стран Евразийского пространства и Таможенного союза.

Лекция № 14. Идея евразийства и многовекторность внешней политики Республики Казахстан.

Цель:рассмотреть основные направления внешней политики Республики Казахстан.

tom.deutsch-service.ru referatuga.nugaspb.ru refamoq.ostref.ru referatwgd.nugaspb.ru Главная Страница