Системы убеждений и изменение

Верьте в то, что вы преуспеете. Верьте в это твердо, и тогда вы сделаете то, что приведет вас к успеху.

Дейл Карнеги

Одна из важнейших задач ментора — помочь клиентам поверить в себя и в свою способность достичь желаемых результатов. Основные проблемы с убеждениями, которые возникают в связи с достижением

'ншг с ппмпшью НЛП

целей, касаются нескольких фундаментальных компонентов процесса изменения:

1. Желательность результата.

2. Уверенность в том, что определенные действия приведут к результату.

3. Оценка уместности и трудности данного действия (независимо от того, есть ли уверенность в том, что оно даст желаемый результат).

4. Убеждение, что человек способен выполнить действия, необходимые для осуществления плана, ведущего к достижению результата.

5. Чувство ответственности, собственной ценности и возможностей применительно к нужным действиям и достижению результата.

Например, представим себе, что клиент стремится улучшить свое здоровье, изучить что-либо новое или достичь успеха в деловом проекте. Проблемы с убеждениями могут возникнуть относительно любого элемента определенного выше изменения.

Первая проблема касается желательности результата. Насколько клиент действительно хочет быть здоровым, учиться или преуспевать? При прочих равных условиях каждый человек, без сомнения, хочет всего этого. Но редко бывает, чтобы все условия были равны, и здоровье, познание или успех могут не всегда быть на вершине иерархии человеческих ценностей. Кто-то мог бы возразить: «В данный момент здоровье не стоит для меня на первом месте»; «У меня так много дел, требующих внимания, что обучение чему-то новому не так важно»; «Во мне нуждаются другие люди. Было бы эгоистично заботиться о собственном успехе».

Даже если клиент очень стремится к здоровью, познанию или успеху, он может сомневаться в том, что их возможно достичь. Клиент может сказать: «Невозможно чувствовать себя хорошо независимо от того, что я делаю»; «Старую собаку не научишь новым трюкам»; «Не следует питать ложные надежды на успех. В этой ситуации я бессилен».

Проблемы убеждений,связанные с изменением

Бывает так, что клиент очень хочет получить результат и полагает, что его возможно достичь, но сомневается в том, что конкретный образ действий лучше всего подходит для достижения этого результата. «Тогда он скажет: «Я полагаю, что достичь моей цели возможно, но не с помощью этого плана/метода/программы и т. д.». Другой клиент может считать, что конкретный путь эффективен, но возражать против усилий или жертв, которых требует данный способ достижения цели, или беспокоиться о последствиях в других областях его жизни. Клиент, например, полагает, что физические упражнения или хорошая диета помогут ему стать более здоровым, но не хочет испытывать трудности в связи с переменой образа жизни. Другие клиенты полагают, возможно, что определенная линия поведения поможет им узнать что-то важное, но чувствуют, что времени на это у них нет. Точно так же клиент, будучи уверен, что новая работа приведет к успеху, беспокоится о том, как она скажется на его семейной жизни.

Также бывает, что клиенты желают результата, считают его возможным и полагают, что предложенная линия поведения ведет к достижению результата, но сомневаются в своей способности выполнить требуемые действия. Тогда они думают: «Я недостаточно квалифицирован/последователен/умен/сосредоточен и т. д., чтобы успешно сделать то, что я должен сделать, и пройти до конца путь, необходимый для достижения желаемого результата».

Даже когда клиенты стремятся к результату, убеждены, что он возможен, верят в эффективность намеченных действий и уверены в своих способностях реализовать необходимые навыки и предпринять соответствующие действия, их одолевают сомнения в собственной ответственности за выполнение требуемых действий или достижение результата. Тогда клиент жалуется: «Я не несу ответственности за заботу о собственном здоровье, обучении или успехе. Это дело специалистов. Я предпочитаю полагаться на других людей». Клиенты иногда сомневаются в том, заслуживают ли они быть здоровыми, учиться или преуспевать. Это вопрос самооценки. Иногда клиенты чувствуют себя недостойными здоровья, знаний или успеха. Если клиент считает, что не заслуживает достижения цели, или не несет ответственности за действия, необходимые для ее достижения, то уже не важно, способен ли он ее достичь, знает ли соответствующий путь и желает ли этого.

refanwm.ostref.ru part.upsref.ru refamqv.ostref.ru referatvjt.nugaspb.ru Главная Страница