Комплекс Благовещенского собора

Комплекс Благовещенского собора расположен в северо-восточной части Кремля, постепенно складывался с XVI в. как центр православного управления краем. В комплекс входят Благовещенский собор, Архиерейский дом, Консистория, а также археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов.

Благовещенский собор

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Строительство велось из волжского известняка, добываемого на противоположном берегу Волги.

Новый белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально имел в длину 18 сажень, в ширину 7 сажень 2 аршина, почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Стены имели килевидные завершения и заканчивались закомарами. Свод покоился на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах, вместо традиционных парусных переходов центральный купол поддерживали тромпы.

Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объём собора.

Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.

В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.

В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.

В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества.

Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)

В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С.Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.

В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.

Архиерейский дом

Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.

Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.

Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем. Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами. Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.

Консистория

Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.

Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.

Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.

В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.

Главная Страница