Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков, полу- ченных в результате обучения. Обучение придает законченность и устойчи- вость всем формам двигательной активности, является важным средством пре- дупреждения утомления [3].

С психофизиологической точки зрения производственное обучение пред-

ставляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физио- логических функций организма человека для наиболее эффективного выпол- нения конкретной работы. Врезультате обучения (тренировки) возрастают мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих дви-


жений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций по- сле окончания работы.

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека

играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обе- денного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентиро- ванных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом

удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, орга- низаций раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на ос-

нове наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряжен- ности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и уча- стия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные

10...12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15...20 мин с отдыхом такой же про- должительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесо-

образны более частые, но короткие 5...10-минутные перерывы.


Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы — переры- вы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высо- кого уровня работоспособности. Взависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9...10 % рабочего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чере-

дованием периодов работы, отдыха и сна. Втечение суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузки — в со- ответствии с суточным циклом организма. С учетом этих закономерностей оп- ределяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сме- нах.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулиро-

ваться с учетом общей динамики работоспособности. Наивысшая работоспо- собность приходится на 2, 3 и 4-й дни работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. Впонедельник ра- ботоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производст-

венная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка. Воснове благоприятного действия музыки ле- жит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый


для выполнения любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению настроения и состояния здоровья работаю- щих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функ- циональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, тре- бующих значительной концентрации внимания, умственной работе, при боль- шой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и при неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях окружающей среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, для

восстановления работоспособности в последнее время на производстве успешно используются кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.

referatuek.nugaspb.ru tzl.deutsch-service.ru referatwbw.nugaspb.ru lead.opsreferat.ru Главная Страница