Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой – М.: Финансы и статистика, 2001-2006.– 568 с.

Пояснительная записка

Дисциплина «Статистика» является одной из базовых дисциплин в подготовке экономистов любой специальности, входит в федеральный компонент раздела ОПД (обще-профессиональные дисциплины).

Изучение дисциплины «Статистика» для специальности «Государственное и муниципальное управление» проводится на втором курсе и нацеленона формирование у студентов навыков работы с количественной и качественной информацией.

Основными задачами дисциплиныявляются:

· Получение студентами представления о статистических способах статистических исследований массовых процессов в экономике и социальной сфере, принципов организации государственных и муниципальных статистических служб;

· Изучение методов построения и анализа основных статистических показателей;

· Изучение методов выявления основных тенденций развития, моделирования и прогнозирования этих тенденций, методов изучения взаимосвязей социально-экономических явлений

· Обучение студентов основным методам обработки и анализа статистических данных в области профессиональной деятельности.

Курс «Статистика» для данных специальностей состоит из четырех частей – теории статистики, социально-экономической статистики, макроэкономической статистики и статистики финансов, которые изучаются последовательно друг за другом. Причем первые две части изучаются в дисциплине «Статистика» для обеих специальностей, а третья и четвертая часть в курсе «Международная статистика» для специальности МЭ и в курсе «Статистика финансов» для специальности ФК.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – групповое и индивидуальное решение задач по темам курса, сквозных задач по блокам тем. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по основным темам курса по вариантам, составлении студентами тестов, задач по блокам тем.

По дисциплине осуществляется текущий контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме экзамена на дневном отделении и экзамена и зачета на заочном отделении.

Виды и формы контроля знаний и умений студентов
Виды контроля Формы контроля для ДО (Ф и МЭ) Формы контроля для ЗО
Текущий 2 тестовых опроса по блокам тем, устные опросы, выполнение индивидуальных практических заданий Выполнение контрольной работы
Промежуточный Аудиторная контрольная работа
Итоговый Экзамен Экзамен (ФЗ) Зачет (ФЗС, ФЗВ)

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

· «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений,

· «хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности;

· «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации;

· «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.

8.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Учебники и учебные пособия

4. Курс социально-экономической статистики. / Под ред. Назарова Н.К. – М.: ЮНИТИ, 2008 – 578 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой – М.: «Проспект», 2002. – 416 с.

6. Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учебное пособие / М.Р. Ефимова, О.П Ганченко, Е.В Петрова– М.: Финансы и статистика, 2002.– 250 с.

7. Громыко Г.Л. Теория статистики: Учебник /Г.Л. Громыко – М.: Финансы и статистика, 2003. – 483 с.

8. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика.: Учебник /В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская– М.: Юрист, 2002 – 490 с.

9. Сиденко А.В., Матвеева В.М., Попов Г.Ю. Статистика: Учебник /Под ред.. А.В Сиденко. – М.: «Дело и Сервис», 2000. – 378 с.

10. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 642 с.

11. Салин В.Н. Статистика финансов. Учебник /В.Н. Салин – М.: ЮНИТИ, 2001. – 752 с.

10. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник / Под ред. Беляевского И.К. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 525 с,

Журналы «Вопросы статистики», « Вопросы Экономики», «Экономист» и др,

Практические пособия

12. Статистика: учебно-практическое пособие /М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова [и др.]/Под ред. М.Г. Назарова – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.

13. Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов ./ Под ред. В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.– 259 с.

14. Практикум по теории статистики: Учебное пособие / Под ред. Шмойловой Р.А. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 394 с.

15. Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие: учебное пособие / М.Р. Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 280 с.

16. Социально-экономическая статистика: Практикум / Под ред. В.Н. Салина, Е.Н. Шпаковской: Учебное пособие [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2003.– 192 с.

17. Л.П. Чижова. Практикум по социально-экономической–статистике: Учебное пособие. [Текст].– М.: «Дашков и К0», 2003.– 188 с.

16. Кречетова М.А. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Статистика» для студентов экономического факультета всех специальностей [Текст]. – Новокузнецк, РИО НФИ КемГУ, 2002, 2004, 2006 – 63 с.

Ресурсы Интернет

17. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.

18. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.

19. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

20. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

21. www.,rbs.ru/ – Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»

22. www.aport.ru/ – Поисковая система.

23. www.rambler.ru/ – Поисковая система.

24. www.yandex.ru/ – Поисковая система.

25. www.busineslearning.ru/ – Система дистанционного бизнес образования.

26. www.test.specialist.ru/ – Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э Баумана.

8.3 Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине

Дневное отделение

Освоение дисциплины на дневном отделении проводится в форме лекций, практических занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение семестра.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

· Подготовка к практическим занятиям;

· Самостоятельное изучение тем дисциплины;

· Подготовка к текущим контрольным мероприятиям (контрольные работы, тестовые опросы);

· Выполнение домашних индивидуальных заданий;

· Другие виды работ (составление задач, тестов по темам, блокам тем).

Таблица 1 Объем часов по видам занятий

Виды занятий ДО (Ф/МЭ)
Всего по учебному плану (общая трудоемкость)
Аудиторные занятия 64/68
Лекции 32/34
Практические занятия 32/34
Семинары
Другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 76/72
Курсовая работа -
Контрольная работа -
Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины 4/-
Выполнение индивидуальных заданий
Подготовка к практическим и семинарским занятиям 32/34
Подготовка к контрольным мероприятиям 4/2
Рефераты -
Другие виды внеаудиторной СРС -

Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. В течении занятия студенту необходимо решить задания, выданные преподавателем, выполнение которых зачитывается, как текущая работа студента на «зачтено» и «не зачтено».

Материал отдельных тем, указанных в графике СРС, студент должен изучить самостоятельно по базовому учебнику и законспектировать в лекциях.

Подготовка к контрольным мероприятиям.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме аудиторной контрольной работы, на которую выносятся решение задач по общей теории статистики. Текущий контроль осуществляется в виде тестовых опросов по теории. Тестовый опрос по блокам тем проводится в соответствии с графиком СРС.. При подготовке к тестовым опросам студенты должны освоить теоретический материал по блокам тем, выносимых на этот опрос (см. график СРС).

При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо повторить материал практических занятий по отмеченным преподавателям темам, а также повторить теоретический материал по данным темам.

Другие виды самостоятельной работы

В целях закрепления материала дисциплины студенты могут составить практические задачи, тесты, кроссворды на любую из освоенных тем, которые оцениваются преподавателем на оценку. Этот вид работы не является обязательным, но его выполнение приносит студенту дополнительно заработанные баллы.

Заочное отделение

Освоение дисциплины на заочном отделении проводится в форме лекций, практических занятий внеаудиторной самостоятельной работы студентов в следующих формах:

· самостоятельное изучение тем дисциплины;

· подготовка к практическим занятиям;

· выполнение контрольной работы.

Распределение часов по видам занятий представлено в таблице 2.

Таблица 3. Объем часов по видам занятий

Виды занятий ЗО
Полная Программа (ФЗ) Сокращенная программа (ФЗВ,ФЗС)
Общее число часов
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Семинары
Другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа
Курсовая работа - -
Контрольная работа
Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины
Выполнение индивидуальных заданий - -
Подготовка к практическим и семинарским занятиям
Подготовка к контрольным мероприятиям - -
Рефераты - -
Другие виды внеаудиторной СРС - -

Студент допускается к экзамену только после выполнения контрольной работы

Варианты и методические указания для решения задач контрольной работы представлены в методических указаниях:

1. Кречетова М.А. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Статистика» для студентов заочного отделения всех экономических специальностей. – Новокузнецк, РИО НФИ КемГУ, 2004, 2006 гг.

Экзамен проводится по тестам по общей теории статистики (в бумажном виде). По вопросам второго раздела (38-56) студенты отвечают 1 вопрос по своему выбору.

Вопросы к экзамену (зачету)

дневное отделение. (Ф, МЭ) заочное отделение (ФЗ / ФЗС,В)

Раздел 1. Теория статистики

Вариационный анализ

15.Вариация признака в совокупности, ее значение. Классификация основных абсолютных показателей вариации (размах вариации, дисперсия, СКО). Формулы расчета.

16.Свойства дисперсии. Относительные показатели вариации. Вариация альтернативного признака.

17.Виды различных дисперсий, правило сложения дисперсий. Эмпирический коэффициент детерминации, эмпирическое корреляционное отношение, их применение.

18.Изучение концентрации социально-экономических явлений.

Выборочное наблюдение

19.Понятие выборочного наблюдения, его преимущества. Основные принципы выборочного наблюдения, ошибки выборочного наблюдения.

20.Виды, методы и способы отбора единиц в выборочную совокупность.

21.Средняя ошибка выборки, формулы ее расчета для различных способов отбора.

22.Предельная ошибка выборки. Доверительный интервал. Распространение результатов на генеральную совокупность.

Ряды динамики

23.Понятие ряда динамики, классификация рядов динамики. Основное правило их построения. Методы приведения рядов динамики к сопоставимому виду.

24.Аналитические показатели ряда динамики.

25.Структура ряда динамики. Методы анализа основной тенденции.

26.Построение модели тренда методом аналитического выравнивания. Оценка качества модели тренда. Прогнозирование.

27.Методы изучения сезонных колебаний.

Индексный анализ

28.Понятие экономических индексов, классификация индексов. Индивидуальные индексы.

29.Общие (агрегатные) экономические индексы. Примеры известных индексов. Правило построения общего индекса.

30.Средние индексы.

31.Индексы средних качественных показателей – индексы переменного состава, фиксированного состава, структурных сдвигов.

Статистика населения

38.Понятие населения, источники данных, основные группировки населения.

39.Численность и размещение населения.

40.Показатели естественного и механического движения населения.

Статистика рынка труда

41.Основные понятия рынка труда, задачи статистики.

42.Классификации экономически активного населения.

43.Показатели численности, состава и движения рабочей силы на предприятиях и организациях.

44.Учет рабочего времени и его использования.

45.Показатели производительности труда, их учет и индексный анализ.

46.Статистика оплаты труда.

Пояснительная записка

Дисциплина «Статистика» является одной из базовых дисциплин в подготовке экономистов любой специальности, входит в федеральный компонент раздела ОПД (обще-профессиональные дисциплины).

Изучение дисциплины «Статистика» для специальности «Государственное и муниципальное управление» проводится на втором курсе и нацеленона формирование у студентов навыков работы с количественной и качественной информацией.

Основными задачами дисциплиныявляются:

· Получение студентами представления о статистических способах статистических исследований массовых процессов в экономике и социальной сфере, принципов организации государственных и муниципальных статистических служб;

· Изучение методов построения и анализа основных статистических показателей;

· Изучение методов выявления основных тенденций развития, моделирования и прогнозирования этих тенденций, методов изучения взаимосвязей социально-экономических явлений

· Обучение студентов основным методам обработки и анализа статистических данных в области профессиональной деятельности.

Курс «Статистика» для данных специальностей состоит из четырех частей – теории статистики, социально-экономической статистики, макроэкономической статистики и статистики финансов, которые изучаются последовательно друг за другом. Причем первые две части изучаются в дисциплине «Статистика» для обеих специальностей, а третья и четвертая часть в курсе «Международная статистика» для специальности МЭ и в курсе «Статистика финансов» для специальности ФК.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – групповое и индивидуальное решение задач по темам курса, сквозных задач по блокам тем. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по основным темам курса по вариантам, составлении студентами тестов, задач по блокам тем.

По дисциплине осуществляется текущий контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме экзамена на дневном отделении и экзамена и зачета на заочном отделении.

Виды и формы контроля знаний и умений студентов
Виды контроля Формы контроля для ДО (Ф и МЭ) Формы контроля для ЗО
Текущий 2 тестовых опроса по блокам тем, устные опросы, выполнение индивидуальных практических заданий Выполнение контрольной работы
Промежуточный Аудиторная контрольная работа
Итоговый Экзамен Экзамен (ФЗ) Зачет (ФЗС, ФЗВ)

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

· «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений,

· «хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности;

· «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации;

· «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.

8.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой – М.: Финансы и статистика, 2001-2006.– 568 с.

Главная Страница