Распространение знания, приобретенного ученым

Ведь часто бывает так, что ученый созревает в каком-нибудь городе, где ему трудно проявить свои способности, поскольку для этого нет соответствующих условий или его жители мало интересуются этой областью знания или специальностью. Тогда он уезжает в другой город с более широкими возможностями для серьезных взглядов или с большими потребностями в его знании, где он займет более важное положение, и польза от его мудрости будет более значительной.[372] И если бы не поездка, то он не приобрел бы такой важности и плоды его выдающегося знания не были бы столь многочисленными. Вот шейх ‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалам, уезжая из аш-Шама, держал дорогу через Кирк, где встретил управителя этого города, который попросил его остаться у него. Но шейх ответил ему: «Твой город слишком мал для моего знания»,- и направился в Каир.

Иногда поездка ученого или писателя может стать причиной обнаружения его знания или литературных способностей и их распространения по всему свету.

Повышение уровня общего развития

Ведь человек часто встречается с новыми людьми, знакомится с их обычаями, культурой, мудрыми высказываниями, поговорками и забавными историями. Это производит на него впечатление и оставляет след в его душе, так, что после каждого путешествия и после каждой встречи он приобретает что-то полезное, запоминает какое-нибудь мудрое слово или забавную историю или с ним происходит какой-нибудь интересный случай. Все это остается у него в памяти и превращается в тот багаж знаний, используя который в своих рассказах, он притягивает к себе людей. Люди же любят знакомиться с жизнью других народов, узнавать об их необычных делах. Поэтому путешественники всегда были в центре внимания на собраниях и притягивали к себе людей рассказами о своих научных путешествиях, о жизни своих шейхов и учителей, о своих наблюдениях за событиями, происходящими в обществе, мудрыми изречениями и забавными историями, которые они слышали, рассказами об удивительных случаях, с которыми им пришлось столкнуться.

Воспитание в себе достоинств и совершенных качеств

Именно это и было целью путешественников, отправлявшихся к достойным людям, чтобы познакомиться с их образом жизни и их качествами. Ученый имам, отрешенный хафиз, Ахмад ибн Фарах аль-Ишбили сказал об имаме ан-Навави: «Имам Мухйиддин поднялся до трех степеней, и если бы кто-нибудь добился хотя бы одной из них, то к нему бы устремились люди. Это – знание, отрешенность (от мирских благ), побуждение к одобряемому шариатом и удерживание от порицаемого им».

Великий имам, хафиз Йахья ибн Йахья ибн Бакир ат-Тамими отправился к имаму Малику ибн Анасу, чтобы приобрести у него знание. Когда же он его приобрел, то остался у Малика и сказал: «Я остался, чтобы научиться его нравственным качествам».

А также во время путешествия меняются обычаи и привычки человека, и взамен прежних он приобретает новые хорошие качества, которые закладывает в нем путешествие: например, терпение, проявляемое путником, часто переживающим как физическую усталость, так и душевную боль, расставаясь с любимыми людьми. Или обходительность, поскольку человек, находящийся вдали от родины, чувствует в этом большую необходимость, нежели тот, кто живет среди людей своего народа, которые знают о его знатном происхождении и положении его семьи, и поэтому его прямоту они выслушивают снисходительно.

Подобное восприятие достоинств великих людей раскрывает сердца, делая их более вместительными для того, что разнится. И никто не винит другого за его направление или самостоятельные суждения и взгляды и не торопится выступить с нападками или обвинить в измышлении нововведений (бид‘а) или в заблуждении того, кто от него отличен.

relate.radioritual.ru tmk.deutsch-service.ru kupiveshalkuru.refberry.ru skw.deutsch-service.ru Главная Страница